Пояснительная записка к учебному плану МБДОУ ЦРР детского сада №7 «Аревик»
на 2024 – 2025 учебный год
1. Общие положения
1.1. Учебный план МБДОУ ЦРР детского сада №7 «Аревик» - документ, который определяет перечень,
трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения освоение содержания основной
образовательной программы дошкольного образования (далее: ООП)
и адаптированной образовательной
программы дошкольного образования (далее: АОП) для детей с нарушениями речи; периодов организации
мониторинговых исследований по оценке качества реализации образовательной программы.
1.2. Учебный план ООП формируется в соответствии с Федеральным законодательством в сфере образования,
лицензией на образовательную деятельность № Л035-01276-61/00573143 от 29.06.2022 года, Уставом МБДОУ ЦРР
детского сада №7 «Аревик».
1.3. Учебный план является частью Учебный план является частью ОП ДО, АОП ДО. Структура учебного плана
содержит две части: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. В учебном
плане ДОУ устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками
образовательных отношений:
обязательная часть - не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательной
программы дошкольного образования;
часть, формируемая участниками образовательных отношений - не более 40% от общего нормативного времени,
отводимого на освоение образовательной программы дошкольного образования.
Образовательная деятельность выстроена в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти
образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической,
физической.
Обязательная часть учебного плана ДОУ представлена в соответствии с федеральной образовательной
программой дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений учебного плана, представлена парциальными
программами и технологиями, реализуемыми в ДОУ. Они обеспечивают вариативность образования, отражают
приоритетное направление деятельности ДОУ и направлены на реализацию парциальных программ, которые
являются дополнением к ОП ДО.
Актуальность выбора парциальных программ определяется образовательными потребностями, интересами
воспитанников и членов их семей, а также возможностями педагогического коллектива ДОУ. Парциальные
программы реализуются через совместную деятельность взрослых и воспитанников, самостоятельную деятельность
и при проведении режимных моментов.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей входит в расписание
занятий и реализуется в обязательной части, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений,
во всех видах детской деятельности.
1.4. Учебный план на 2024/2025 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020 года № 28 (с изменениями и
дополнениями).
2.Требования к учебной нагрузке в соответствии с ООП и АОП
2.1. Учебный план предусматривает реализацию ООП и АОП, состоящих из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, в режиме 10-часового пребывания детей в ДОУ.
2.2. Учебный план составлен на учебный год с 1 сентября 2024г по 31 мая 2025г.
С 1 января по 8 января новогодние каникулы во всех группах. В последнюю неделю сентября и последнюю
неделю мая педагоги проводят оценку индивидуального развития воспитанников. Метод оценки – встроенное
педагогическое наблюдение.
С 31 мая по 31 августа устанавливаются летний оздоровительный период.
2.3. Учебный план регламентирует организацию образовательной деятельности в группах общеразвивающей
направленности раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного возраста для детей (от 3 до 7 лет) по пяти образовательным
областям, предусмотренных ФГОС ДО, в форме непосредственно-образовательной деятельности (занятиях) и
совместной деятельности детей и взрослых (социально-значимые проекты, детско/взрослые общественные
движения, праздники, развлечения и культурно-досуговая деятельность);
2.4. Распределение учебной нагрузки осуществляется в соответствии СанПиН2.4.3648-20«Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
от 28 сентября 2020 года № 28 (с изменениями и дополнениями). Продолжительность занятий для детей
определяется следующим образом:
ранний возраст:
- (2-3 года): 1 занятие - 10 мин. /равен 1 академическому часу/;
дошкольный возраст
- (3-4 года): 1 занятие – 15 мин. /равен 1 академическому часу/;
- (4-5 лет): 1 занятие - 20 мин. /равен 1 академическому часу/;
- (5-6 лет): 1 занятие – 25 мин. /равен 1 академическому часу/;
- (6-7 лет): 30 мин. /равен 1 академическому часу/.
Занятия по реализации обязательной и вариативной частей ООП и АОП могут проводится, как в первой, так и во
второй половине дня. Продолжительность дневной суммарной учебной нагрузки составляет:
- (2 -3 года): 20 минут;
- (3-4 года): 30 минут;
- (4-5 лет): 40 минут;
- (5-6 лет): 50 минут (или 75 минут при организации занятия во 2 половину дня);
- (6-7 лет): 90 минут.
Один раз в неделю для детей 3 - 7 лет круглогодично проводятся занятия по физическому развитию детей на
открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей
одежды, соответствующей погодным условиям.
1. Структура учебного плана образовательной программы
Учебным планом определяются занятия (НОД) по реализации содержания пяти образовательных областей
(направлений развития детей) ООП и АОП ДОУ. Виды (наименования) занятий с детьми и объем учебной нагрузки
в непосредственно-образовательной деятельности (Таблица 1), используются при составлении рабочих программ
воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.
Коррекционная работа с воспитанниками с ОНР в учебном плане представлена дисциплинами, отражающими
организационные формы непосредственно-образовательной деятельности (фронтальные занятия). Объем (по
времени) самостоятельной деятельности воспитанников и в совместной с педагогом деятельности в условиях
созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не
определяется, в рабочие программы не входит.
Таблица 1
№
1
2
3
Образовательная область
Виды
занятий
Сенсорное развитие
Познавательное развитие
Ознакомление
с
предметным и социальным
окружением
Ознакомление с природой
ФЭМП
Развитие речи
Речевое развитие
безопасного
Социально/коммуникативное Основы
поведения
развитие
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
1
-
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
0,5
1
2
2
0,5
Адаптация к Просмотр мультфильмов,
видеосюжетов,
условиям
театрализация,
ДОУ
обыгрывание
ситуаций,
(по
перспективному
плану) и пр.
Патриотическое
воспитание
Социально-эмоциональное
развитие
Праздники,
культурно/досуговые
0,5
мероприятия,
экскурсии,
проекты
(социально-значимой и исторической
направленности), детские общественные
движения, художественная литература.
Творческие игры, коллективные игры, упражнения,
драматизации, элементы тренинговых упражнений и пр.
Трудовое воспитание
Все виды детского труда (в соответствии с возрастом), детские
0,5
игры-
4
Физическое развитие
5
Художественно –
эстетическое развитие
Физкультура в помещении
Физкультура на воздухе
Музыка
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование
Итого:
мобильные мастерские, дизайн-проекты, социально-значимый труд,
выставки детского технического творчества, проекты по финансовой
грамотности и предпрофильной ориентации
2
2
2
2
2
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
1
0,5
0,5
0.5
0.5
0,5
0,5
0,5
0,5
Данный раздел реализуется через самостоятельные и совместные с
воспитателем конструктивные игры, моделирование, специфическую
предметно-игровую среду (от 5 до 8 видов конструкторов с различным
способом соединения деталей), творческие игры с детскими
конструкторами различных модификаций, поделками из бросового и
природного материала, создание экспозиций детского технического
творчества.
10
11
11
14
15