Пояснительная записка к учебному плану МБДОУ ЦРР детского сада №7 «Аревик» на 2024 – 2025 учебный год 1. Общие положения 1.1. Учебный план МБДОУ ЦРР детского сада №7 «Аревик» - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения освоение содержания основной образовательной программы дошкольного образования (далее: ООП) и адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее: АОП) для детей с нарушениями речи; периодов организации мониторинговых исследований по оценке качества реализации образовательной программы. 1.2. Учебный план ООП формируется в соответствии с Федеральным законодательством в сфере образования, лицензией на образовательную деятельность № Л035-01276-61/00573143 от 29.06.2022 года, Уставом МБДОУ ЦРР детского сада №7 «Аревик». 1.3. Учебный план является частью Учебный план является частью ОП ДО, АОП ДО. Структура учебного плана содержит две части: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. В учебном плане ДОУ устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений: обязательная часть - не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательной программы дошкольного образования; часть, формируемая участниками образовательных отношений - не более 40% от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательной программы дошкольного образования. Образовательная деятельность выстроена в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. Обязательная часть учебного плана ДОУ представлена в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028. Часть, формируемая участниками образовательных отношений учебного плана, представлена парциальными программами и технологиями, реализуемыми в ДОУ. Они обеспечивают вариативность образования, отражают приоритетное направление деятельности ДОУ и направлены на реализацию парциальных программ, которые являются дополнением к ОП ДО. Актуальность выбора парциальных программ определяется образовательными потребностями, интересами воспитанников и членов их семей, а также возможностями педагогического коллектива ДОУ. Парциальные программы реализуются через совместную деятельность взрослых и воспитанников, самостоятельную деятельность и при проведении режимных моментов. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей входит в расписание занятий и реализуется в обязательной части, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений, во всех видах детской деятельности. 1.4. Учебный план на 2024/2025 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020 года № 28 (с изменениями и дополнениями). 2.Требования к учебной нагрузке в соответствии с ООП и АОП 2.1. Учебный план предусматривает реализацию ООП и АОП, состоящих из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в режиме 10-часового пребывания детей в ДОУ. 2.2. Учебный план составлен на учебный год с 1 сентября 2024г по 31 мая 2025г. С 1 января по 8 января новогодние каникулы во всех группах. В последнюю неделю сентября и последнюю неделю мая педагоги проводят оценку индивидуального развития воспитанников. Метод оценки – встроенное педагогическое наблюдение. С 31 мая по 31 августа устанавливаются летний оздоровительный период. 2.3. Учебный план регламентирует организацию образовательной деятельности в группах общеразвивающей направленности раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного возраста для детей (от 3 до 7 лет) по пяти образовательным областям, предусмотренных ФГОС ДО, в форме непосредственно-образовательной деятельности (занятиях) и совместной деятельности детей и взрослых (социально-значимые проекты, детско/взрослые общественные движения, праздники, развлечения и культурно-досуговая деятельность); 2.4. Распределение учебной нагрузки осуществляется в соответствии СанПиН2.4.3648-20«Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28 сентября 2020 года № 28 (с изменениями и дополнениями). Продолжительность занятий для детей определяется следующим образом: ранний возраст: - (2-3 года): 1 занятие - 10 мин. /равен 1 академическому часу/; дошкольный возраст - (3-4 года): 1 занятие – 15 мин. /равен 1 академическому часу/; - (4-5 лет): 1 занятие - 20 мин. /равен 1 академическому часу/; - (5-6 лет): 1 занятие – 25 мин. /равен 1 академическому часу/; - (6-7 лет): 30 мин. /равен 1 академическому часу/. Занятия по реализации обязательной и вариативной частей ООП и АОП могут проводится, как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность дневной суммарной учебной нагрузки составляет: - (2 -3 года): 20 минут; - (3-4 года): 30 минут; - (4-5 лет): 40 минут; - (5-6 лет): 50 минут (или 75 минут при организации занятия во 2 половину дня); - (6-7 лет): 90 минут. Один раз в неделю для детей 3 - 7 лет круглогодично проводятся занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей одежды, соответствующей погодным условиям. 1. Структура учебного плана образовательной программы Учебным планом определяются занятия (НОД) по реализации содержания пяти образовательных областей (направлений развития детей) ООП и АОП ДОУ. Виды (наименования) занятий с детьми и объем учебной нагрузки в непосредственно-образовательной деятельности (Таблица 1), используются при составлении рабочих программ воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Коррекционная работа с воспитанниками с ОНР в учебном плане представлена дисциплинами, отражающими организационные формы непосредственно-образовательной деятельности (фронтальные занятия). Объем (по времени) самостоятельной деятельности воспитанников и в совместной с педагогом деятельности в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется, в рабочие программы не входит. Таблица 1 № 1 2 3 Образовательная область Виды занятий Сенсорное развитие Познавательное развитие Ознакомление с предметным и социальным окружением Ознакомление с природой ФЭМП Развитие речи Речевое развитие безопасного Социально/коммуникативное Основы поведения развитие 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 1 - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 0,5 1 2 2 0,5 Адаптация к Просмотр мультфильмов, видеосюжетов, условиям театрализация, ДОУ обыгрывание ситуаций, (по перспективному плану) и пр. Патриотическое воспитание Социально-эмоциональное развитие Праздники, культурно/досуговые 0,5 мероприятия, экскурсии, проекты (социально-значимой и исторической направленности), детские общественные движения, художественная литература. Творческие игры, коллективные игры, упражнения, драматизации, элементы тренинговых упражнений и пр. Трудовое воспитание Все виды детского труда (в соответствии с возрастом), детские 0,5 игры- 4 Физическое развитие 5 Художественно – эстетическое развитие Физкультура в помещении Физкультура на воздухе Музыка Рисование Лепка Аппликация Конструирование Итого: мобильные мастерские, дизайн-проекты, социально-значимый труд, выставки детского технического творчества, проекты по финансовой грамотности и предпрофильной ориентации 2 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 1 1 2 2 1 0,5 0,5 0.5 0.5 0,5 0,5 0,5 0,5 Данный раздел реализуется через самостоятельные и совместные с воспитателем конструктивные игры, моделирование, специфическую предметно-игровую среду (от 5 до 8 видов конструкторов с различным способом соединения деталей), творческие игры с детскими конструкторами различных модификаций, поделками из бросового и природного материала, создание экспозиций детского технического творчества. 10 11 11 14 15